all07

Всего понемногу ...

Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше. (Булат Окуджава)

Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой в обмен на то, чтобы получить временную безопасность, — недостойны ни свободы ни безопасности. (Бенджамин Франклин)

Война — это мир! Свобода — это рабство! Незнание — сила! (Джордж Оруэлл)

Изучение качества аниме, вышедшего за последние три года

Последнее время мне не давал покоя вопрос падения качества аниме, выпускаемого в течении нескольких последних лет. Конечно же речь идет не о внешнем виде - рисовке, а именно о качестве содержания. Непонятно: или мне так "везет" с выбором субъекта просмотра, или, действительно, в индустрии производства аниме творится что-то не ладное. Из-за этого я решился предпринять небольшое исследование, относящееся к области изучения способов статистической оценки качества аниме, и (косвенно) - источников, по которым оно создавалось. Целью исследования ставилась задача поиска какой-нибудь закономерности, способной подтвердить сложившуюся ситуацию с падением качества или напротив, опровергнуть мои опасения.

Для начала необходимо определиться с термином: "качественное аниме" или "качество аниме", который я буду использовать в своем исследовании. Каким образом можно произвести качественную оценку художественного произведения (хотя, в некоторых исключительных случаях я бы поостерегся рассматривать определенных представителей японской анимации в подобном ключе, по причине полного отсутствия в них какой-либо "художественности") и возможно ли это? Ответ можно получить поняв предназначение рассматриваемого произведения. В большинстве случаев аниме несет в себе развлекательный характер, воздействуя на эмоциональные процессы зрителя. Поэтому его качественной оценкой может служить величина и тип эмоциональных процессов, вызванных просмотром того или иного произведения: чувства, эмоции, степень воздействия на настроение, которые отвечают за переживание зрителя. Чувства - возникают по отношению к действию сюжета, персонажам, отвечают за "погружение" в историю, заставляют сопереживать происходящему. Эмоции - проявляются при общем (комплексном) воздействии происходящего на экране. Для описания такого воздействия я часто в своих статьях применяю термин "атмосферность". В качестве дополнительных характеристик можно выделить: оригинальность, яркость и многогранность фантазии, проявленной при создании произведения. Конечно же, термин "качество аниме" является несколько искусственным, условным и субъективным, но тем не мение может нести в себе некую общую, собирательную оценочную функцию.

Источником необходимых статистических данных мне послужила известная база данных по аниме, которой я активно пользуюсь. В частности, я использовал данные по голосованию зарегистрированных пользователей по ряду аниме. Для того, что бы по возможности снизить влияние субъективных факторов за критерий качества того или иного аниме я взял не его абсолютную оценку, а факт его вхождения в первую сотню по результатам голосования, в так называемый Топ 100. Другими словами я условно считаю аниме достаточно качественным, если оно входит в первую сотню. Для изучения распределения качества выпускаемого аниме по времени я посчитал число наименований, которые выходили в каждом году исследуемого периода времени: от 1990 до 2012 года включительно. Причем, учитывался только факт наличия наименования в списке топ 100, информация о занимаемом месте - игнорировалась.

Для более корректного сравнения аниме между собой, я применил некоторые фильтры, позволяющие отобрать только аниме, относящихся к категории транслируемых по телевидению, используя их как основной объект для исследования, полностью исключив все другие - вышедшие в формате OVA, полнометражные анимационные фильмы, спешалы и все остальное, так как не совсем правильно их сравнивать напрямую в пределах одной выборки с телесериалами. Полученные результаты отображены на графике (рис.1).

График распределения количества наименований аниме по году выхода, вошедших в Top 100 базы AniDB

График распределения количества наименований аниме по году выхода, вошедших в Top 100 базы AniDB

Рис. 1

При первом взгляде на кривую графика, становится ясно - мои худшие опасения находят свое подтверждение. После заметного пика, приходящегося на период с 2006 по 2008 год, заметен явный спад, говорящий о том, что новые аниме не могут вытеснить уже имеющиеся в списке наименования, и практически все находятся за пределами списка Топ 100. Интересно отметить еще один факт - сумма всех вхождений, изображенных на графике, составляет 100%, или другими словами в Топ 100 по версии AniDB нет ни одного аниме (транслируемого а эфире) выпущенного раньше 1992 года. Неужели, до указанного года не снималось ни одно достойное аниме? Это не соответствие можно объяснить разве только недостаточной популярностью старого аниме, что можно увидеть обратившись к списку Топ 200, в который входят всего лишь 8 наименований вышедших с 1978 по 1992 годы.

Итак, рассмотрим все аниме, вошедшие в Топ 100, которые были выпущены за последние три года, сведя их в три таблицы, в которых первая колонка содержит номер в Топ 100, числа в третей колонки обозначают оценку по десятибальной шкале и число проголосовавших пользователей соответственно. 2010 год представлен тремя позициями:

55Nodame Cantabile: Finale8.49 (2008)
71Katanagatari8.43 (3185)
95Major 6th Season8.33 (613)

Про первую и последнюю позицию мне сказать особо нечего, я их не смотрел, а вот про Katanagatari - могу сказать, что это аниме вполне закономерно оказалось в Топ 100, пускай, не на очень высокой позиции. Судя по малому количеству голосов отданных за Major 6th Season - видно, что его смотрит несколько ограниченный круг любителей спортивного жанра, который продвигает свое любимое аниме в рейтинге.

Перейдем к рассмотрению аниме вышедшего в 2011 году:

5Gintama8.96 из 849
7Steins;Gate8.93 из 3625
10Usagi Drop 8.85 из 3058
33Ano Hi Mita Hana no Namae o Bokutachi wa Mada Shiranai8.59 из 3478
36Fate/Zero 8.57 из 2567
54Mahou Shoujo (Puella Magi) Madoka Magica8.50 из 3487
69Natsume Yuujinchou San8.44 из 1298

Как видно из приведенной выше таблицы, на высшем месте из всех аниме выпущенных за этот год, находится продолжение Gintama, которую, по моему мнению, более правильно отнести к 2006 году, так как ее нельзя рассматривать в качестве отдельного (независимого от основного сериала) наименования. Стоит отметить самое меньшее количество пользователей, проголосовавших за нее - ее смотрит ограниченная аудитория приверженных фанов.

Следом за ней идет несколько спорный - Steins;Gate, который, с моей точки зрения не заслуживает место в топ 100, тем более такую высокую позицию, по причинам, указанным в моей статье. За ним следует совсем не плохое - Usagi Drop, которое вполне справедливо занимает место в топе, но, правда, не на столь высоком месте. За ним - Ano Hi Mita Hana no Namae o Bokutachi wa Mada Shiranai, которое абсолютно не заслуженно, путем "обмана" легко впечатлительных зрителей взошло на черезмерно для него высокое место. О причинах моей устойчивой неприязни - читайте мою статью.

Ниже по списку располагается первая часть Fate/Zero, которую также нельзя назвать оригинальным или каким-то там особенным. Мне кажется, что Fate/Stay Night, которого нет в топе, в большей степени заслуживает это место. Следующее аниме - Mahou Shoujo (Puella Magi) Madoka Magica - без всякого сомнения занимает положенное место. При его создании творческий подход и оригинальность были на высоте. В завершении идет Natsume Yuujinchou San. Про него я также не могу ничего ничего не могу сказать ибо тоже не смотрел его. Резюмируя анализ 2011 года можно заметить, что из действительно достойных претендентов на топ, в списке фактически остаются только два аниме: UD и MSPMMM.

Среди аниме за 2012 самое высокое место занимает очередное по счету продолжение Gintama (2006) которое еще продолжает выходить, так что это вхождение можно считать предварительным результатом с небольшим количеством голосов истинных фанов сериала. Она должна сдвинутся ниже, но по идее, все равно должна остаться в топ 100.

3Gintama9.01 из 126
26Fate/Zero8.62 из 1904
45Natsume Yuujinchou Shi8.53 из 960

Далее следует вторая часть Fate/Zero, которую, по логике стоит объединить с первой - за 2011 год. Не понятно: зачем надо было ее разбивать на две части? Завершает этот, не особо объемный список, третья часть Natsume Yuujinchou Shi. Вот так номер! И это все, что нашлось из самого достойного вышедшего в 2012 году по версии нескольких тысяч активных пользователей базы AniDB?! Конечно, не исключена вероятность, что еще какое-нибудь аниме за тот год сможет подняться в топ, по мере просмотра его большим число зрителей, но по моему мнению - она слишком мала.

Что-то ситуация вырисовывается совсем безрадостная (унылая!). Все это очень походит на начало кризиса. Новым "творениям" становится все сложнее, если не сказать - практически невозможно добраться даже до нижних строчек Топ 100! Ведь стоит вернутся на каких-то пять-шесть лет назад (см. график) и мы можем увидеть существенный рост количества действительно хорошего аниме. В качестве примера приведу статистику для самого продуктивного для аниме индустрии, с точки зрения топовых аниме - 2006 года.

9Death Note8.86 из 13522
14Code Geass: Hangyaku no Lelouch8.81 из 11170
25Hachimitsu to Clover II8.63 из 4103
28NHK ni Youkoso!8.61 из 7235
29Nana8.61 из 3640
30Suzumiya Haruhi no Yuuutsu8.61 из 12593
37Kanon8.57 из 5126
39Black Lagoon: The Second Barrage8.56 из 7800
43Ouran Koukou Host Club8.55 из 7160
44School Rumble Ni Gakki8.54 из 5916
52Gintama8.51 из 2653
60Shijou Saikyou no Deshi Ken`ichi8.48 из 4533
75Black Lagoon8.42 из 9299
76Higurashi no Naku Koro ni8.42 из 6388
78Aria the Natural8.41 из 1857
99Saiunkoku Monogatari8.32 из 1950

Рассмотрю некоторые позиции немного по подробнее. Death Note - пускай концовка сита в ноль, но зато какое начало и море оригинальных идей; превосходное творение KLAMP - Code Geass: Hangyaku no Lelouch; вторая часть замечательного аниме в жанре джосей - Hachimitsu to Clover II; одно из моих любимых аниме на тему отаку-культуры NHK ni Youkoso!; куча интересных идей, реализованных в Suzumiya Haruhi no Yuuutsu; непревзойденный гигант жанра аниме снятого по мотивам визуальной новеллы, ремейк Kanon - прекраснейшее, своей душевностью аниме; отличное аниме в жанре романтического седзе, выполненого по схеме инверсного гарема - Ouran Koukou Host Club; продолжение пародийной романтическая комедия School Rumble Ni Gakki - комедия "старой школы", уже канувших в Лету времен, когда комедии были смешными, а пародии что-то пародировали; старт забавного сериала Gintama; продолжение выдающегося ужастика Higurashi no Naku Koro ni. И еще несколько аниме, которых мне (еще) не предоставилась возможность посмотреть.

Какой контраст! Почему в тот период выпускалось так много не просто хорошего и качественного аниме, а можно смело сказать - превосходного? Оно все абсолютно однозначно заслуживает топа, даже не Топ 100, а Топ 25, без особого обсуждения. На этом примере ясно видно, в направлении какого "места" сейчас движется аниме индустрия. Неужели так резко иссякли одним разом все интересные идеи? Или больше уже никто не хочет стараться, как в прошлые годы. А зачем стараться? Тупые фаны все "переварят": пипл хавает - йены идут!

Основной проблемой мне видится то, что авторы в большей мере пишут (рисуют мангу) не для своего самовыражения, а для признания некоторой среднестатистической группой людей, позиционируемой, как потенциальные читатели (зрители), выражаемого в виде величины гонорара, полученного от издателя за свою работу. Из-за чего содержимое истории зачастую определяется, основываясь исключительно на статистических данных успеха или провала других произведений, а также изучения "трендов", происходящих в группе целевой аудитории и содержания историй других авторов, являющихся популярными на данное время. Поэтому остается так мало (при широком, как никогда "разнообразии") действительно хороших, оригинальных историй, в которых чувствуется авторская индивидуальность.

Всвязи с описанным процессом вся отрасль, теряет качество из-за наводнения практически одинаковыми по содержанию и смыслу историями. Студии и издатели целиком полагаются на приток новой аудитории, которая даже не догадываются, что предлагаемое ей аниме представляет из себя откровенный хлам, ибо все познается в сравнении, а "новичкам" (в отличии от "бывалых") просто не с чем сравнивать. Для того, что бы ознакомится с богатым наследием, требуется немалое время, которое не у всех есть. Однажды посмотрев что-то добротное, никогда не получишь удовлетворение от просмотра кривой поделки сляпанной на скорую руку по мотивам того, что когда-то кем-то уже было сделано на более высоком уровне. В результате такого поверхостного подхода происходит разочарование и потеря интереса среди старых приверженцев из-за отсутствия свежих идей. Действительно - сколько можно терпеть отштампованное по шаблону одно и тоже? Исходя из этого размышления, вполне можно понять, почему знающий зритель, обозначив свою позицию, голосует - против, не допускает проникновение хлама в топ.

1 комментарий к «Изучение качества аниме, вышедшего за последние три года»

  1. Kordoba

    Абсолютна согласен со статьей, 2005-2008 годы были поистине золотыми для аниме индустрии. Столько культовых произведений вышло не счесть. И это не только те аниме, которые попали в топ 100, когда ищу какое нибудь аниме для просмотра из второй или третьей сотни рейтинга постоянно натыкаюсь на замечательные аниме в районе 2007 года ("Claymore", Первый фильм границ пустоты, "Bokurano"), да всего не перечислишь, а это все аниме второго эшелона рейтинга, а то и третьего! За 2013 год всего 3 аниме попали в топ 100 (за одно место нужно сказать спасибо Сенкаю, если бы не он все было бы совсем печально), следующее аниме после этой тройки идет только на 260 месте! Я понимаю что рейтинги часто не объективны, но тенденция просто удручающая. Если бы дело было только в рейтингах, то ничего страшного бы не было,но я просмотрев в той или иной степени практически все онгоинги 2013 года(кроме Сада изящных слов, его я еще не смотрел)не нашел для себя чего то захватывающего, того что бы меня восхитило (а даже наоборот, достаточно ухудшило мое мнение о японской анимации). А вот "Ковбой Бибоп", который я наконец то посмотрел, мне очень и очень понравился. Отсюда я делаю для себя вывод, превращаю смотреть онгоинги (кроме разве что выстреливших и ожидаемых мной аниме) переключаюсь на классику.

    PS:начинал смотреть аниме с 2007 года и для меня большее количеств хороших аниме в сезоне было нормой, но после 2012 (2013 стал еще хуже) года был просто в возмущении от количество туфты и халтуры, решил поискать в интернет думает ли кто также и наткнулся на вашу статью, спасибо вам за анализ. Я убедился, что мои интуитивные чувства оказались верными.

    Всего хорошего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Captcha Обновить картинку Каптчи

Пожалуйста, введите символы,
показанные внутри треугольников